Что надо знать при усыновлении ребенка
Эта грустная история, что я хочу рассказать, не дает мне покоя уже несколько недель… Именно поэтому так хочется рассказать ее, услышать ваше мнение и, быть может, задуматься вместе, что делать в такой ситуации. Ведь в ней может оказаться любая женщина, та, которую зовут мамой, не важно, в чьих устах звучат эти слова — собственного малыша или приемного.
Александра Семеновна, пожилая женщина, наша знакомая, шла с нами по лесу и рассказывала о том, как когда-то давно они с мужем решили усыновить ребенка. Их выбор остановился на трехлетней девочке. Она не говорила, сколько терпения, сил и усилий пришлось приложить ей и мужу, чтобы наладить отношения в семье, найти контакт с крошкой. Но им это удалось.
Она была обычным ребенком — иногда получала двойки в школе, гуляла по вечерам, любила смотреть мультики, в общем, делала все то, чем занимаются все дети на свете. Росла себе потихоньку… И выросла в чудовище.
«Когда же ты наконец сдохнешь и оставишь мне дом?» — теперь такие слова от дочери эта женщина слышит постоянно. В ответ она может только плакать и радоваться тому, что муж ее, который обожал девочку, не слышит подобных высказываний.
«Она делает все, что хочет — когда хочет уходит, когда хочет — приходит, может, кого угодно с собой привести на любое время или забрать что-нибудь из дома, постоянно и изощренно лжет… Где я допустила ошибку? Что я сделала не так? В чем проявились недостатки в воспитании? Я с ней читала, на секции ее водила, покупала одежду и игрушки. За что же она так?».
В усталых глазах женщины сквозило страдание и было очень не по себе от чувства, что в данной ситуации лично мы ничего сделать не можем. Единственное, чем мы могли ее утешить — это фраза о том, что такое могут вытворять и собственные дети, поэтому не нужно корить себя за тот давнишний шаг с детским домом пятнадцать лет назад. «Я проглядела момент, когда она начала проявлять свою истинную суть», — вздыхает она.
Возникают резонные мысли, а что же делать, если вы внезапно, а может быть, и не очень внезапно замечаете, что под ангельским личиком, обрамленным золотистыми кудряшками, и голубыми глазками скрывается настоящий монстр, готовый крушить все на свете, топтать чувства окружающих, заставлять мучиться и страдать от бессилия. И дело даже не столько в так называемом гиперактивном поведении — его при желании можно вытерпеть, а в каком-то психологическом воздействии, когда ребенок уже не так уж мал, но очень хитер и как будто постоянно старается делать все назло вам, вывести вас из себя.
И приемные родители сталкиваются с очень тяжелым выбором: надеяться, что все будет хорошо, хотя вера в это тает с каждым днем, и упорно продолжать хоть как-то искать общий язык с ребенком, несмотря на все пакости. Или махнув на все рукой пойти в органы соцзащиты и оформить отказ от ребенка. Тяжелы и первый, и второй путь.
Ребенок не кукла, чтоб поиграть и отнести обратно, это понимает каждый. Ну а если и сил уже никаких нет, так что же — сделать свою жизнь невыносимой навсегда?
Не так давно общественность активно обсуждала поступок актрисы Евдокии Германовой, отказавшейся от приемного сына, которого она воспитывала несколько лет. Кто-то осуждал женщину, что-то сочувственно кивал головой и желал стойкости в этой тяжелой ситуации. А с другой стороны — если бы так вел себя собственный ребенок, вы же побежали бы сразу в приют с просьбой забрать его у вас?
Одним словом, ситуация очень сложная, и не стоит четко разграничивать, кто прав, а кто виноват. Вот-де, она плохая мать, отказалась от приемного ребенка или наоборот. И только профессиональный психолог, возможно, сумеет помочь таким вот «трудным» детям, которые обычно страдают психическими расстройствами разной степени тяжести, и их несчастным родителям.
Не судите, да не судимы будете…
Сейчас людей призывают забирать детей из детских домов. Почему-то раньше, когда были гораздо более простые условия для этого (например, была возможность улучшить жилищные условия, бесплатно учить, лечить, отправлять на отдых ), государство ставило очень строгие условия для будущих усыновителей. Сейчас всё решают связи и деньги, а порой план и полное безразличие к последствиям такого ответственного шага. Знаете, случаев, когда детей возвращали в детдома в СССР было очень мало, а сейчас это массовое явление.
Да, собственные дети порой ведут себя хуже приёмным, но им почему-то это прощают, а усыновленным — нет. На пустом месте проблемы не возникают. К сожалению, действительно грамотных психологов очень мало. Тут мог бы сгодиться опыт воспитания в больших семьях разных поколений, но мы его уже практически утратили. Семья под угрозой полного разложения, и вместе с разрушением семейных связей рушится и вся страна.
Очень часто в проблемах детей виноваты их родители, которые безбожно употребляют алкоголь, что негативно сказывается на психике детей… А приемные родители потом страдают. Но осуждать их нельзя…