Надо ли переучивать леворукого ребенка
Похвала – это очень важное дело, что подтвердит вам любая консультация психолога (Москва), но и достаточно тонкое. В настоящее время многие молодые родители, под влиянием американской модели воспитания, активно хвалят, по поводу и без повода, своих детей. Может быть, пытаются тем самым компенсировать собственный недостаток в похвале в детские годы, а может быть и беспокоятся за будущую самооценку своих наследников.
В любом случае, та же консультация психолога (Москва) подтвердит вам, что похвала не является панацеей от всего. Ведь если пользоваться данным инструментом неправильно, то можно нанести достаточно серьезные повреждения самооценке ребенка и навредить отношениям с ним. поэтому важно разбираться хотя бы в основных правилах похвалы.
Хвали, но не навреди
Как обычно мы хвалим своих детей? Говорим, к примеру «Хорошая девочка (мальчик)!», «Какая ты молодец», «Вот это ты вот правильно сделала». А иногда говорим «Как хорошо ты вымыл посуду! Никто в мире посуду не моет так, как ты!». На первый взгляд, фразы, казалось бы, довольно позитивные. Но попробуйте себя сейчас представить в роли ребенка, которому говорят такие вещи. Что вы чувствуете? Действительно ли сейчас вам на 100 процентов от этого хорошо? Нам бы, к примеру, такую похвалу не очень бы и хотелось услышать. И вроде как приятно, но в душе остается какой-то осадок все равно. Получается, что он молодец и такой хороший только в тех ситуациях, когда делает какие-то определенные вещи. А значит, если делать их не будет – то станет плохим и «неправильным».
Злостно, обидно и грустно. Попахивает довольно условным принятием и любовью только «за что-то». Приблизительно так же себя и дети чувствуют. Они словно «прочитывают» негласный подтекст родительского послания. А все это потому, что похвала в данном случае похвала строится на оценочных суждениях. «Молодец, все правильно, хороший». А значит, что может быть и не молодцом, и плохим, и неправильным. Вывод: любая оценка – плохая или хорошая – вредит формированию у ребенка здоровой самооценки. Так как же тогда хвалить? Спросите вы, как же выразить тогда свою радость, восхищение, гордость за ребенка, при общении с ним? как же его тогда вообще хвалить? Все предельно просто. Первое – это вместо логической оценки его поступков – говорите о себе! Выражайте не простую оценку, а свое отношение, чувство к его поступкам. «Я рад (рада) что ты сделал это!», «Я восхищаюсь тем, какая (какой) ты у меня», «Я горжусь, что у меня такая дочь (сын)!» и так далее. Вот, к сравнению, — сходил ваш сын в магазин и принес продуктов. Мама (оценочная, прямая похвала): «Правильно, что скупился! Ты хороший сын, так вот молодец!». Мама (безоценочная, непрямая похвала): «Сын, я очень рада, что ты сходил за покупками и помог мне! Теперь к приходу гостей я успею все приготовить». Заметна ли вам разница? Когда мы выражаем свое отношение или чувство к действиям ребенка, он чувствует искренность и «читает» сообщение как поощрение своих действий.